Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Цели и задачи Школы приемных родителей
Основной целью ШПР является подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – гражданин, выразивший желание стать опекуном).
Задачи ШПР:
- Ознакомить кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
- Дать родителям информацию об особенностях детей, воспитывающихся в детском доме и интернате.
- Ознакомить кандидатов с депривационными нарушениями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и влиянием его прошлого опыта на психофизическое развитие и поведение.
- Информировать приемных родителей о проблемах, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания детей, понять причины возможного неадекватного поведения приемного ребенка.
- Помочь родителям осознать мотивы, по которым они берут ребенка в семью.
- Сформировать у кандидатов в приемные родители умение оценивать состояние взаимоотношений и взаимодействий в семье.
- Обучить родителей как правильно общаться с ребенком и решать проблемы, возникающие в процессе воспитания детей.
- Предоставить родителям возможность собираться вместе и оказывать друг другу поддержку в изучении навыков и умений уважительного общения с детьми.
- Сформировать чувство уверенности в роли родителя.
- помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;
- дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;
- дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
- предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
Структура Программы подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
№
п/п
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теоретическая часть
Практическая часть
I. Организационно-подготовительный блок
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители
1
1
2.
Психологический тренинг
2
2
II. Учебно-ознакомительный блок
1.
Нормативно-правовые основы семейного устройства детей-сирот
2
1
1
2.
Психологическая готовность к принятию ребенка в семью
3
1
2
3.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
1
3
4.
Этапы развития ребенка (периодизация развития ребенка)
4
1
3
5.
Наследственно-средовые механизмы развития детей
1
1
6.
Особенности детей с нарушениями в развитии
3
1
2
7.
Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности
3
1
2
8.
Психологические особенности депривированного ребенка
3
1
2
9.
Психоэмоциональные нарушения в развитии детей
3
1,5
1,5
10.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития
2
1
1
11.
Особенности семейного устройства детей-сирот сложных категорий: подростки, сиблинги, дети с ОВЗ и инвалидностью
9
4
5
12.
Адаптация ребенка и приемной семьи
4
1
3
13.
Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни
2
1
1
14.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
4
1
3
15.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
3
1
2
16.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребёнка
2
1
1
17.
Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
1
1
18.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
1
1
III. Диагностическо-консультативный блок
1.
«Стандартизированное интервью для родителей» (Ослон В.Н.)
0,40
0,40
2.
Оценка личностных и семейных ресурсов
0,20
0,20
3.
«Опросник мотивации приема» (Ослон В.Н.)
0,20
0,20
4.
«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд)
0,30
0,30
5.
«Семейный ассоциативный семейный тест» (Геринг)
0,30
0,30
6.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (Л. Собчик)
2
2
7.
«Немецкий опросник социальной поддержки» (G.Sommer, T.Fydrich)
0,20
0,20
8.
Проведение индивидуального и/или группового консультирования кандидатов
0,40
0,40
IV. Итогово-контрольный блок
1.
Подведение итогов подготовки кандидатов
1
1
ИТОГО
62
22,5
39,5
ПРИНЯТО решением педагогического совета БУ ДО РК «Центр ППМС-помощи» протокол от 20 февраля 2020 г. № 245
Электронная регистрация кандидатов Школы приемных родителей по ссылке: