Справка по результатам мониторинга «Буллинг в образовательных организациях»

Проблема социального напряжения в школах активно изучалась, но была сосредоточена в основном на случаях травли среди учеников. Сейчас становится очевидно, что жертвами агрессии, или, как принято говорить, буллинга, являются и учителя.

С угрозами от учеников, одной из самых жестких форм травли, сталкивается каждый второй преподаватель. Буллинг по отношению к учителям – малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Он требует не меньшего внимания общественности, чем травля среди школьников. Для противостояния буллингу необходимы объединенные усилия и системная работа.

Одной из форм работы по профилактике буллинга в образовательном пространстве является мониторинг (социологическое исследование) ситуации с травлей в образовательных организациях.

Социологическое исследование проводилось в феврале-марте 2020 г. в виде анонимного анкетирования среди педагогов образовательных организаций Республики Калмыкия специалистами БУ ДО РК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Цель исследования – определение уровня информированности и выявление фактов буллинга в отношении педагогов.

 

Участники исследования – педагоги образовательных организаций Республики Калмыкия:

Анализ результатов социологического исследования

Условно анкету можно разделить на 2 части:

  • Общий уровень информированности по теме «Буллинг» (вопросы №№1-4);
  • Выявление случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16).

В таблице 1 представлены результаты по общему уровню информированности среди педагогов по теме буллинга (правильные ответы выделены жирным шрифтом).

Таблица 1

Вопрос №1

Буллинг – это...

%

а) грубое нарушение правил, за которое предусмотрена криминальная ответственность

1,33%

б) драка, во время которой несколько человек бьют одного, более слабого

1,33%

в) регулярно повторяющееся насилие одного или группы людей в отношении отдельного человека

94,67%

Не ответили на данный вопрос

2,67%

Вопрос №2

Выделяют такие виды травли

(отметьте все верные варианты)

 

а) вербальный

62%

б) криминальный

7,33%

в) сексуальный

12%

г) физический

79,33%

д) кибербуллинг

66%

е) психологический

80,67%

ж) шантаж

28%

з) бойкот

45,33%

Не ответили на данный вопрос

0,67%

Вопрос №3

Назовите участников буллинга

 

а) конфликтующие ученики, их родители, классный руководитель

11,33%

б) агрессор, жертва, классный руководитель, школьный психолог

9,33%

в) агрессор, жертва, наблюдатели

84,67%

Не ответили на данный вопрос

1,33%

Вопрос №4

Перечислите популярные мифы о буллинге

(выберите правильные ответы)

 

а) происходит в любой социальной группе

36,67%

б) является жизненно важным опытом

24,67%

в) есть такие люди, которых обязательно будут травить

32%

г) ответственность за буллинг лежит в первую очередь на взрослых

31,33%

д) взрослым ни в коем случае нельзя вмешиваться, дети должны разобраться сами

32%

е) является травмирующим опытом для всех участников коллектива, даже если они не были жертвой

22,67%

ж) если его игнорировать и не прерывать, то ситуация будет только усугубляться

32,67%

з) коллективы, где есть взаимная поддержка, понятные правила, общие интересы, намного меньше подвержены буллингу

35,33%

Не ответили на данный вопрос

6%

Как показано в таблице 1, большая часть респондентов достаточно хорошо знакома с основным понятием буллинга (вопрос №1) – 142 чел. (94,67%).

В вопросе №2 также большая часть отмечает правильные виды буллинга: психологический – 80,67%; физический – 79,33%; вербальный – 62%; кибербуллинг – 66% и бойкот, как одну из разновидностей психологического буллинга, – 45,33%.

В вопросе №3 84,67% опрошенных правильно называют участников буллинга: агрессор, жертва, наблюдатели.           

Вторая часть опроса, касаемая выявления случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16), представлена в нескольких таблицах.

Таблица 2

Вопрос №5

Сталкивались ли Вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

%

а) да

52,67%

б) нет

47,33%

Вопрос №6

Если да, то в какой форме

 

а) унижение

28%

б) оскорбления (вербальная агрессия)

47,33%

в) отвержение

19,33%

г) физическое насилие

9,33%

д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

12,67%

Не ответили на данный вопрос

46%

Вопрос №7

Со стороны кого осуществлялись эти действия? (можно дать несколько ответов)

 

а) со стороны учеников

40%

б) со стороны родителей

17,33%

в) со стороны учителей

10%

г) со стороны руководства школы

10,67%

Не ответили на данный вопрос

44,67%

Между подростками (свой вариант ответа)

0,67%

Из 150 респондентов 79 чел. (52,67%) сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими (вопрос №5), выраженными в основном вербальной агрессией – 71 чел. (47,33%) и унижениями (вопрос №6) – 42 чел. (28%). Действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников (вопрос №7) – 60 чел. (40%).

Далее представлен анализ ситуаций негативного отношения в педагогической среде (таблица 3).

Таблица 3

Вопрос №8

Сталкивались ли Вы с негативным отношением на работе по отношению к Вам?

%

а) да

26,67%

б) нет

66%

Не ответили на данный вопрос

6,67%

Вопрос №9

Случалось ли вам чувствовать, что вы уже не хотите идти на некогда любимую работу из-за недоброжелательного отношения со стороны…

 

а) учеников

4%

б) родителей

15,33%

в) коллег

5,33%

г) руководства

12%

д) не случалось

64,67%

Не ответили на данный вопрос

4%

Вопрос №10

Испытывали ли вы когда-либо притеснения со стороны учеников, родителей, коллег или руководства? (выберите вариант/варианты)

 

а) неэтичное поведение

33,33%

б) вражда

2%

в) неприязненные взгляды или жесты

13,33%

г) нелицеприятные высказывания

11,33%

д) нецензурная брань

4%

е) постоянная критика, касаемая Вашей работы

8%

ж) другое

0

з) нет, не испытывал(а)

45,33%

Не ответили на данный вопрос

2%

 

26,67% педагогов сталкивались с негативным отношением на работе, большая часть (66%) отрицает наличие негативного отношения по отношению к ним (вопрос №8). В вопросе №9 15,33% респондентов отмечают недоброжелательное отношение со стороны родителей, 12%  – со стороны руководства и 5,33% – со стороны коллег. Выражены данные действия большей частью неэтичным поведением (33,33%) (вопрос №10).

Общая картина по данной теме представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

Вопрос №11

Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

%

а) тот, кто слабее и не может ответить 

80%

б) тот, кто отличается от других

40,67%

в) тот, кто имеет свое мнение

28,67%

г) другие причины (укажите, какие)

0

Не ответили на данный вопрос

2%

Вопрос №12

Как вы считаете, есть ли в вашей школе учителя, явно нуждающиеся в помощи и защите?

 

а) да, и их много

8%

б) да, и их мало

26%

в) нет

63,33%

Не ответили на данный вопрос

3,33%

Вопрос №13

Как вы считаете, можно ли избежать травли в школе?

 

а) да, если вовремя заметить

86%

б) да, если жертва изменит свое поведение

8,67%

в) да, если наказать агрессора

16%

г) нет, она неизбежна

4%

д) ваш вариант

0

Не ответили на данный вопрос

2%

Вопрос №14

Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?

 

а) администрация

4%

б) педагогический коллектив

18%

в) родители

12%

г) все вместе

87,33%

д) ваш вариант (первый шаг классного руководителя, директор, родители агрессоров)

0,67%

Не ответили на данный вопрос

0,67%

Вопрос №15

К кому Вы можете обратиться, чтобы об этом поговорить? (можно дать несколько ответов)

 

а) к другу или к друзьям

42,67%

б) к коллеге

30,67%

в) к нашему школьному психологу

45,33%

г) к директору школы

22,67%

д) к моим близким

38%

е) в центр психологической помощи

27,33%

ж) в органы власти (управление образования и т.д.)

4,67%

з) мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек

0

и) мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен

2%

к) ваш вариант (ни к кому)

0,67%

Не ответили на данный вопрос

2,67%

Вопрос №16

Какие действия будут эффективными для профилактики буллинга в школе (выберите все верные варианты)?

 

а) повышение эффективности классного руководства

36,67%

б) тренинги командообразования и социальных навыков в классах

47,33%

в) проведение психологического тестирования обучающихся

47,33%

г) обучение детей способам поведения при буллинге

56%

д) организация уроков самозащиты

12%

е) введение системы штрафов

4,67%

ж) включение родительского сообщества в жизнь школы

49,33%

з) установить в школе систему видеонаблюдения

15,33%

и) ваши варианты:

- родительский всеобуч, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;

- четкое разграничение функций;

- считаю целесообразным проведение кратких «ликбезов» учащихся, учителей и родителей, что «незнание законов не освобождает от ответственности и наказания» согласно статьям Уголовного кодекса РФ

2,67%

Не ответили на данный вопрос

6,67%

Чаще подвергается травле (буллингу) (вопрос №11), по мнению педагогов, тот, кто слабее и не может ответить – 120 чел. (80%). В вопросе №12 мнение о педагогах, нуждающихся в помощи и защите, распределилось следующим образом: большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи – 63,33%; 26% считает, что таких педагогов мало, и 8% считает, что педагогов, нуждающихся в помощи, много. 3,33% респондентов не ответили на данный вопрос.

На вопрос о том, можно ли избежать травли в школе (вопрос №13), 86% педагогов отвечают утвердительно, если вовремя заметить. В вопросе №14 «Кто способен пресечь буллинг?» 87,33% педагогов отмечают вариант «Все», т.е. администрация, педагогический коллектив, родители.

В вопросе №15 45,33% педагогов в ситуации буллинга обратятся за помощью к школьному психологу; 42,67% – к друзьям; 38% – к близким. Стоит отметить, что 4 чел., т.е. 2,67% опрошенных, не будут обращаться за помощью ни к кому и столько же человек не ответили на данный вопрос.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят: обучение детей способам поведения при буллинге – 84 чел. (56%), включение родительского сообщества в жизнь школы – 74 чел. (49,33%), тренинги командообразования и социальных навыков в классах – 71 чел. (47,33%) и проведение психологического тестирования обучающихся – 71 чел. (47,33%).

Также в ответах на данный вопрос 4 чел. (2,67%) предложили свои варианты:

  • проведение родительских всеобучей, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;
  • четкое разграничение функций;
  • проведение кратких «ликбезов» учащихся, учителей и родителей, что «незнание законов не освобождает от ответственности и наказания» согласно статьям Уголовного кодекса РФ.

10 педагогов (6,67%) не ответили на данный вопрос.

Выводы:

Проведенное социологическое исследование показало, что большая часть педагогов достаточно хорошо знакома с основным понятием, видами, участниками буллинга.

С ситуациями издевательства одних людей над другими сталкивалось более половины респондентов, действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников.

Большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи. Менее половины опрошенных сталкивались с негативным отношением на работе, которое выражается недоброжелательным отношением со стороны родителей, руководства и со стороны коллег. При этом большая часть педагогов, столкнувшихся с данной проблемой,  готова обратиться за помощью к школьному психологу, к друзьям и близким.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят обучение детей способам поведения при буллинге, включение родительского сообщества в жизнь школы, тренинги командообразования и социальных навыков в классах, а также проведение психологического тестирования обучающихся.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что случаи буллинга в какой-то степени имеют место быть в каждой образовательной организации и в каждой среде: ученической, педагогической, а также в родительской по отношению к педагогам.

Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует.

Успешный опыт организации безопасного психологического пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников – лучшая профилактика насилия. Важно помнить, что буллинг не проходит бесследно даже для зрителей.

Выводы исследования показывают, что работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить педагогов справляться с проблемами, возникающими в подростковой среде: организовывать для них тренинги и беседы, помогать понимать суть буллинга и как его пресекать. Убеждать делиться проблемами с психологами. А второе – повышать социальный статус учителя, предупреждать эмоциональное выгорание педагогов, т.к. существует зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя.

Общие антибуллинговые меры, целью которых является недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения, сводятся к последовательной, долговременной работе, пересмотре норм и ценностей каждого учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата, которая содержит следующие рекомендации:

  • профилактика причин, которые могут привести к буллингу. Важными элементами данного направления являются повышение квалификации самих педагогов и введение системы урегулирования конфликтов, а также профилактика эмоционального выгорания педагогов;
  • повышение внимания и уровня информированности к данному явлению у всех участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы жертва не чувствовала себя виноватой в травле, не боялась выносить ситуацию на обсуждение;
  • пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание необходимо уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, наличию детей-изгоев, а также детям с ОВЗ и инвалидностью;
  • организация диагностики школьного микроклимата;
  • разработка эффективных правил на случай травли. В них школа обозначает свою однозначную позицию: дискриминация и буллинг запрещены. Там же прописано, какую помощь получат жертвы травли и какие санкции будут применены к буллеру. При этом правила поведения необходимо не только закрепить в школьном распорядке, уставе школы, но и довести их до сведения учеников;
  • включение родительского сообщества в жизнь школы, организация родительских собраний по темам травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье; индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев, тренинги; консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста;
  • создание акта о недопустимости издевательств и о способах борьбы с ними в стенах школы. Это может быть как отдельный документ, так и просто добавление нескольких положений в устав образовательного учреждения (за образец можно взять текст антибуллинговой хартии с сайта проекта «Травли Net»). Главное, чтобы эти правила принимались за аксиому всеми педагогами, обучающимися и их родителями.

Вопрос - ответ

Вопрос:

 

Ответ:

НАПИШИТЕ НАМ