Справка по результатам мониторинга «Буллинг в образовательных организациях»
Проблема социального напряжения в школах активно изучалась, но была сосредоточена в основном на случаях травли среди учеников. Сейчас становится очевидно, что жертвами агрессии, или, как принято говорить, буллинга, являются и учителя.
С угрозами от учеников, одной из самых жестких форм травли, сталкивается каждый второй преподаватель. Буллинг по отношению к учителям – малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Он требует не меньшего внимания общественности, чем травля среди школьников. Для противостояния буллингу необходимы объединенные усилия и системная работа.
Одной из форм работы по профилактике буллинга в образовательном пространстве является мониторинг (социологическое исследование) ситуации с травлей в образовательных организациях.
Социологическое исследование проводилось в феврале-марте 2020 г. в виде анонимного анкетирования среди педагогов образовательных организаций Республики Калмыкия специалистами БУ ДО РК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Цель исследования – определение уровня информированности и выявление фактов буллинга в отношении педагогов.
Участники исследования – педагоги образовательных организаций Республики Калмыкия:
Анализ результатов социологического исследования
Условно анкету можно разделить на 2 части:
- Общий уровень информированности по теме «Буллинг» (вопросы №№1-4);
- Выявление случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16).
В таблице 1 представлены результаты по общему уровню информированности среди педагогов по теме буллинга (правильные ответы выделены жирным шрифтом).
Таблица 1
Вопрос №1 |
Буллинг – это... |
% |
а) грубое нарушение правил, за которое предусмотрена криминальная ответственность |
1,33% |
|
б) драка, во время которой несколько человек бьют одного, более слабого |
1,33% |
|
в) регулярно повторяющееся насилие одного или группы людей в отношении отдельного человека |
94,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
2,67% |
|
Вопрос №2 |
Выделяют такие виды травли (отметьте все верные варианты) |
|
а) вербальный |
62% |
|
б) криминальный |
7,33% |
|
в) сексуальный |
12% |
|
г) физический |
79,33% |
|
д) кибербуллинг |
66% |
|
е) психологический |
80,67% |
|
ж) шантаж |
28% |
|
з) бойкот |
45,33% |
|
Не ответили на данный вопрос |
0,67% |
|
Вопрос №3 |
Назовите участников буллинга |
|
а) конфликтующие ученики, их родители, классный руководитель |
11,33% |
|
б) агрессор, жертва, классный руководитель, школьный психолог |
9,33% |
|
в) агрессор, жертва, наблюдатели |
84,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
1,33% |
|
Вопрос №4 |
Перечислите популярные мифы о буллинге (выберите правильные ответы) |
|
а) происходит в любой социальной группе |
36,67% |
|
б) является жизненно важным опытом |
24,67% |
|
в) есть такие люди, которых обязательно будут травить |
32% |
|
г) ответственность за буллинг лежит в первую очередь на взрослых |
31,33% |
|
д) взрослым ни в коем случае нельзя вмешиваться, дети должны разобраться сами |
32% |
|
е) является травмирующим опытом для всех участников коллектива, даже если они не были жертвой |
22,67% |
|
ж) если его игнорировать и не прерывать, то ситуация будет только усугубляться |
32,67% |
|
з) коллективы, где есть взаимная поддержка, понятные правила, общие интересы, намного меньше подвержены буллингу |
35,33% |
|
Не ответили на данный вопрос |
6% |
Как показано в таблице 1, большая часть респондентов достаточно хорошо знакома с основным понятием буллинга (вопрос №1) – 142 чел. (94,67%).
В вопросе №2 также большая часть отмечает правильные виды буллинга: психологический – 80,67%; физический – 79,33%; вербальный – 62%; кибербуллинг – 66% и бойкот, как одну из разновидностей психологического буллинга, – 45,33%.
В вопросе №3 84,67% опрошенных правильно называют участников буллинга: агрессор, жертва, наблюдатели.
Вторая часть опроса, касаемая выявления случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16), представлена в нескольких таблицах.
Таблица 2
Вопрос №5 |
Сталкивались ли Вы с ситуациями издевательства одних людей над другими? |
% |
а) да |
52,67% |
|
б) нет |
47,33% |
|
Вопрос №6 |
Если да, то в какой форме |
|
а) унижение |
28% |
|
б) оскорбления (вербальная агрессия) |
47,33% |
|
в) отвержение |
19,33% |
|
г) физическое насилие |
9,33% |
|
д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете) |
12,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
46% |
|
Вопрос №7 |
Со стороны кого осуществлялись эти действия? (можно дать несколько ответов) |
|
а) со стороны учеников |
40% |
|
б) со стороны родителей |
17,33% |
|
в) со стороны учителей |
10% |
|
г) со стороны руководства школы |
10,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
44,67% |
|
Между подростками (свой вариант ответа) |
0,67% |
Из 150 респондентов 79 чел. (52,67%) сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими (вопрос №5), выраженными в основном вербальной агрессией – 71 чел. (47,33%) и унижениями (вопрос №6) – 42 чел. (28%). Действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников (вопрос №7) – 60 чел. (40%).
Далее представлен анализ ситуаций негативного отношения в педагогической среде (таблица 3).
Таблица 3
Вопрос №8 |
Сталкивались ли Вы с негативным отношением на работе по отношению к Вам? |
% |
а) да |
26,67% |
|
б) нет |
66% |
|
Не ответили на данный вопрос |
6,67% |
|
Вопрос №9 |
Случалось ли вам чувствовать, что вы уже не хотите идти на некогда любимую работу из-за недоброжелательного отношения со стороны… |
|
а) учеников |
4% |
|
б) родителей |
15,33% |
|
в) коллег |
5,33% |
|
г) руководства |
12% |
|
д) не случалось |
64,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
4% |
|
Вопрос №10 |
Испытывали ли вы когда-либо притеснения со стороны учеников, родителей, коллег или руководства? (выберите вариант/варианты) |
|
а) неэтичное поведение |
33,33% |
|
б) вражда |
2% |
|
в) неприязненные взгляды или жесты |
13,33% |
|
г) нелицеприятные высказывания |
11,33% |
|
д) нецензурная брань |
4% |
|
е) постоянная критика, касаемая Вашей работы |
8% |
|
ж) другое |
0 |
|
з) нет, не испытывал(а) |
45,33% |
|
Не ответили на данный вопрос |
2% |
26,67% педагогов сталкивались с негативным отношением на работе, большая часть (66%) отрицает наличие негативного отношения по отношению к ним (вопрос №8). В вопросе №9 15,33% респондентов отмечают недоброжелательное отношение со стороны родителей, 12% – со стороны руководства и 5,33% – со стороны коллег. Выражены данные действия большей частью неэтичным поведением (33,33%) (вопрос №10).
Общая картина по данной теме представлена в таблице 4.
Таблица 4
Вопрос №11 |
Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)? |
% |
а) тот, кто слабее и не может ответить |
80% |
|
б) тот, кто отличается от других |
40,67% |
|
в) тот, кто имеет свое мнение |
28,67% |
|
г) другие причины (укажите, какие) |
0 |
|
Не ответили на данный вопрос |
2% |
|
Вопрос №12 |
Как вы считаете, есть ли в вашей школе учителя, явно нуждающиеся в помощи и защите? |
|
а) да, и их много |
8% |
|
б) да, и их мало |
26% |
|
в) нет |
63,33% |
|
Не ответили на данный вопрос |
3,33% |
|
Вопрос №13 |
Как вы считаете, можно ли избежать травли в школе? |
|
а) да, если вовремя заметить |
86% |
|
б) да, если жертва изменит свое поведение |
8,67% |
|
в) да, если наказать агрессора |
16% |
|
г) нет, она неизбежна |
4% |
|
д) ваш вариант |
0 |
|
Не ответили на данный вопрос |
2% |
|
Вопрос №14 |
Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации? |
|
а) администрация |
4% |
|
б) педагогический коллектив |
18% |
|
в) родители |
12% |
|
г) все вместе |
87,33% |
|
д) ваш вариант (первый шаг классного руководителя, директор, родители агрессоров) |
0,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
0,67% |
|
Вопрос №15 |
К кому Вы можете обратиться, чтобы об этом поговорить? (можно дать несколько ответов) |
|
а) к другу или к друзьям |
42,67% |
|
б) к коллеге |
30,67% |
|
в) к нашему школьному психологу |
45,33% |
|
г) к директору школы |
22,67% |
|
д) к моим близким |
38% |
|
е) в центр психологической помощи |
27,33% |
|
ж) в органы власти (управление образования и т.д.) |
4,67% |
|
з) мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек |
0 |
|
и) мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен |
2% |
|
к) ваш вариант (ни к кому) |
0,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
2,67% |
|
Вопрос №16 |
Какие действия будут эффективными для профилактики буллинга в школе (выберите все верные варианты)? |
|
а) повышение эффективности классного руководства |
36,67% |
|
б) тренинги командообразования и социальных навыков в классах |
47,33% |
|
в) проведение психологического тестирования обучающихся |
47,33% |
|
г) обучение детей способам поведения при буллинге |
56% |
|
д) организация уроков самозащиты |
12% |
|
е) введение системы штрафов |
4,67% |
|
ж) включение родительского сообщества в жизнь школы |
49,33% |
|
з) установить в школе систему видеонаблюдения |
15,33% |
|
и) ваши варианты: - родительский всеобуч, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания; - четкое разграничение функций; - считаю целесообразным проведение кратких «ликбезов» учащихся, учителей и родителей, что «незнание законов не освобождает от ответственности и наказания» согласно статьям Уголовного кодекса РФ |
2,67% |
|
Не ответили на данный вопрос |
6,67% |
Чаще подвергается травле (буллингу) (вопрос №11), по мнению педагогов, тот, кто слабее и не может ответить – 120 чел. (80%). В вопросе №12 мнение о педагогах, нуждающихся в помощи и защите, распределилось следующим образом: большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи – 63,33%; 26% считает, что таких педагогов мало, и 8% считает, что педагогов, нуждающихся в помощи, много. 3,33% респондентов не ответили на данный вопрос.
На вопрос о том, можно ли избежать травли в школе (вопрос №13), 86% педагогов отвечают утвердительно, если вовремя заметить. В вопросе №14 «Кто способен пресечь буллинг?» 87,33% педагогов отмечают вариант «Все», т.е. администрация, педагогический коллектив, родители.
В вопросе №15 45,33% педагогов в ситуации буллинга обратятся за помощью к школьному психологу; 42,67% – к друзьям; 38% – к близким. Стоит отметить, что 4 чел., т.е. 2,67% опрошенных, не будут обращаться за помощью ни к кому и столько же человек не ответили на данный вопрос.
К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят: обучение детей способам поведения при буллинге – 84 чел. (56%), включение родительского сообщества в жизнь школы – 74 чел. (49,33%), тренинги командообразования и социальных навыков в классах – 71 чел. (47,33%) и проведение психологического тестирования обучающихся – 71 чел. (47,33%).
Также в ответах на данный вопрос 4 чел. (2,67%) предложили свои варианты:
- проведение родительских всеобучей, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;
- четкое разграничение функций;
- проведение кратких «ликбезов» учащихся, учителей и родителей, что «незнание законов не освобождает от ответственности и наказания» согласно статьям Уголовного кодекса РФ.
10 педагогов (6,67%) не ответили на данный вопрос.
Выводы:
Проведенное социологическое исследование показало, что большая часть педагогов достаточно хорошо знакома с основным понятием, видами, участниками буллинга.
С ситуациями издевательства одних людей над другими сталкивалось более половины респондентов, действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников.
Большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи. Менее половины опрошенных сталкивались с негативным отношением на работе, которое выражается недоброжелательным отношением со стороны родителей, руководства и со стороны коллег. При этом большая часть педагогов, столкнувшихся с данной проблемой, готова обратиться за помощью к школьному психологу, к друзьям и близким.
К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят обучение детей способам поведения при буллинге, включение родительского сообщества в жизнь школы, тренинги командообразования и социальных навыков в классах, а также проведение психологического тестирования обучающихся.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что случаи буллинга в какой-то степени имеют место быть в каждой образовательной организации и в каждой среде: ученической, педагогической, а также в родительской по отношению к педагогам.
Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует.
Успешный опыт организации безопасного психологического пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников – лучшая профилактика насилия. Важно помнить, что буллинг не проходит бесследно даже для зрителей.
Выводы исследования показывают, что работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить педагогов справляться с проблемами, возникающими в подростковой среде: организовывать для них тренинги и беседы, помогать понимать суть буллинга и как его пресекать. Убеждать делиться проблемами с психологами. А второе – повышать социальный статус учителя, предупреждать эмоциональное выгорание педагогов, т.к. существует зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя.
Общие антибуллинговые меры, целью которых является недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения, сводятся к последовательной, долговременной работе, пересмотре норм и ценностей каждого учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата, которая содержит следующие рекомендации:
- профилактика причин, которые могут привести к буллингу. Важными элементами данного направления являются повышение квалификации самих педагогов и введение системы урегулирования конфликтов, а также профилактика эмоционального выгорания педагогов;
- повышение внимания и уровня информированности к данному явлению у всех участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы жертва не чувствовала себя виноватой в травле, не боялась выносить ситуацию на обсуждение;
- пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание необходимо уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, наличию детей-изгоев, а также детям с ОВЗ и инвалидностью;
- организация диагностики школьного микроклимата;
- разработка эффективных правил на случай травли. В них школа обозначает свою однозначную позицию: дискриминация и буллинг запрещены. Там же прописано, какую помощь получат жертвы травли и какие санкции будут применены к буллеру. При этом правила поведения необходимо не только закрепить в школьном распорядке, уставе школы, но и довести их до сведения учеников;
- включение родительского сообщества в жизнь школы, организация родительских собраний по темам травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье; индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев, тренинги; консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста;
- создание акта о недопустимости издевательств и о способах борьбы с ними в стенах школы. Это может быть как отдельный документ, так и просто добавление нескольких положений в устав образовательного учреждения (за образец можно взять текст антибуллинговой хартии с сайта проекта «Травли Net»). Главное, чтобы эти правила принимались за аксиому всеми педагогами, обучающимися и их родителями.